Общественная модель бесплатной юридической помощи гражданам пожилого возраста и инвалидам

136

Общественная модель бесплатной юридической помощи (далее БЮП) гражданам пожилого возраста и инвалидам

Об общественной модели БЮП гражданам пожилого возраста

Идея разработки специального проекта, в котором бы в качестве объекта профессиональной юридической помощи выступали граждане старшего поколения, появилась достаточно естественно. К этому приводит простое понимание недостаточности (острой нехватки) оказания юридической помощи малоимущему населению. Нередко названное обстоятельство затрудняет доступ к правосудию, влечет за собой  фактическое нарушение равенства сторон в процессе. Проблема значительно усугубляется, когда речь идет о пожилом человеке, не способном самостоятельно отстаивать свои права в силу деменции и других причин. Чаще других эти люди сталкиваются с дискриминацией и попадают в ситуацию социального исключения.

К сожалению, государственные центры бесплатной юридической помощи в силу норм, регулирующих их деятельность, устанавливают систему «двойной фильтрации» граждан по социальному статусу и относимости вопросов к установленному перечню. Поэтому проблема возрастной группы, какой она видится нам, перед сотрудниками  государственных центров БЮП не стоит. Вместе с тем, с государственными организациями можно тесно взаимодействовать. Более того, следует стремиться к созданию понятной системы отношений в интересах людей старшего возраста.

Созданная модель социально-правовой поддержки и представления интересов пожилых людей нацелена на решение названной выше проблемы, учитывает специфику работы с этой возрастной группой, опирается на рабочие стандарты, обеспечивающие доступность и результативность помощи.

Специфика оказания правовой помощи гражданам пожилого возраста

Лица старше 60 лет – это люди на грани социальной активности, у которых еще имеется желание социализации в новых условиях пенсионного возраста, когда происходит резкое понижение доходов и возрастает количество свободного времени.

Для данной категории граждан характерно желание быть полезным для своих родственников, они пытаются стать представителями «правого дела», на что, однако, накладывают отпечаток сильная правовая неграмотность и неготовность, а часто и физическая невозможность восприятия новой информации правового, и просто сложного, характера.

Это приводит к тому, что пожилой человек обращается к юристам с проблемой «справедливого» отношения к конфликтной ситуации, при этом никак не соотнося конфликт с правом. Часто обращение вообще не имеет правового решения.

Среди пожилых на порядок выше процент обращений, связанных с давно проигранными судебными процессами, с решениями судов, которые воспринимаются гражданами как несправедливые. Единственным выходом из такого состояния «вечного поиска правды» является общение с психологом, который должен был бы вывести человека из состояния зацикленности на проблеме, которая не имеет решения.

Однако, существование устойчивого стереотипа, что человек, получающий помощь психолога, психически не здоров, приводит к решительному отказу от общения с психологами.

При этом перед юристами, ведущими прием, вставала нелегкая задача: с одной стороны, не нанести пожилому человеку психологическую травму, к чему приводит прямой отказ в реальной помощи; с другой стороны, осуществлять прием с заявленной эффективностью.

Помимо этого, для большинства пожилых людей со старостью приходит одиночество, что влечет за собой стремление вызвать к себе интерес у окружающих и потребность в общении.

Еще одна особенность —  пониженная способность к адаптации и, вследствие этого, большая уязвимость людей пожилого возраста объясняют появление у некоторых рентного поведения, что также сказывается на оказании правовой помощи.

Для граждан, проживающих в домах-интернатах, характерны добровольная изоляция от окружающих, пассивность и минимальное участие в общественной жизни, что делает данную категорию наиболее склонной к рентному поведению.

Это приводит к тому, что первичное консультирование занимает на порядок больше времени и требует повышенной психологической устойчивости юриста. Первоначальное интервьюирование практически всегда состоит из двух частей: рассказа клиента центра БЮП и последующих вопросов, ответы на которые и образуют материал для правового анализа. Часто приходится долго выслушивать пожилого человека, перебивать и останавливать его не всегда возможно, так как это сразу подрывает доверие получателя БЮП к юристу, может вызвать потерю связности рассказа и последующих ответов на вопросы.

Цели

— оказание квалифицированной социально-правовой помощи;

— повышение правовой грамотности и правовой культуры населения;

— стимулирование граждан к обращению в органы государственной власти;

— стимулирование граждан к социальной активности;

— перевод социальной агрессии по отношению к государству в цивилизованные формы;

— выведение из состояний отчуждения и социальной изолированности, зацикленности на проблемах и других эмоциональных ловушек;

— оказание помощи в разрешении конфликтных ситуации;

— создание оптимальной доступности всех видов помощи пожилым людям в рамках принятой модели.

Необходимые качества  специалиста

Специалист должен обладать следующими качествами:

  1. Профессиональная компетентность —  высокий уровень образования и культуры, осведомленность по широкому кругу профессионально-значимых вопросов.
  2. Чуткость, чувство сострадания и милосердия — доброжелательное отношение к людям,обращающимся за помощью и к их проблемам.
  3. Коммуникативные способности — высокая коммуникабельность, инициативность, умение вызывать к себе доверие и поддержать человека в трудную для него минуту.
  4. Высокий морально-этический уровень — честность, порядочность, ответственность, высокая нравственность.
  5. Выносливость — работоспособность, энергичность, настойчивость в достижении цели и готовность испытывать психологический дискомфорт, если случается.

Для специалиста считается недопустимым: отсутствие чувства долга,  меркантильность, корыстность, использование должностного положения в личных целях, равнодушие, грубость, хамство, формализм и т.д.

Недопустимые качества практически являются противоположностью профессионально важным качествам.

Стандарт

Модель БЮП включает следующие компоненты:

  1. Правовое консультирование включает в себя анализ документов, правовую оценку ситуации, предоставление обратившемуся лицу четкого алгоритма действий, выписку из законодательства. При необходимости составление процессуального документа (искового заявления, жалобы, письма, договора), а также иных документов.

При проведении консультирования соблюдается политика конфиденциальности.

Нормирование времени первичного приема пожилого гражданина специалистом оказалось неэффективно. Поэтому имеет смысл при необходимости ограничивать время всего приема, но не время отдельной консультации. В силу сложности дела, большого объема предоставленных для анализа документов консультация может быть назначена повторно в неприемное время.

В ходе первичного приема может быть принято решение о правовом сопровождении обращения пожилого человека.

Консультирование осуществляется в следующих формах:

а. Стационарное осуществляется в приемной в определенные часы;

б. Дистанционное консультирование осуществляется по телефону, электронной почте или skype-связи. В случае отсутствия доступа к Интернету, консультации могут быть оказаны в виде переписки по почте;

в. Надомное по индивидуальным заявкам и выездное консультирование в учреждения социального обслуживания по коллективным заявкам предоставляется маломобильным гражданам;

г. Выездное консультирование по населенным пунктам региона, где бесплатная юридическая помощь малодоступна.

  1. Социально-правовой патронаж осуществляется при грубом либо массовом нарушении прав и законных интересов; явном преимуществе противной стороны; неспособности к отстаиванию своих прав и законных интересов либо сложной жизненной ситуации.

Он включает в себя:

а. Пролонгированное (неоднократное) консультирование;

б. Ведение переписки в качестве представителя стороны;

в. Представление интересов в органах государственной власти;

г.  Досудебное урегулирование споров;

д. Представление интересов в суде, по гражданским и административным делам. Перед выходом в суд, обратившемуся предлагается процедура медиации (в случае конфликта между родственниками, соседями и т. д.).

  1. Психолого-конфликтологическая помощь

Выведение из состояний отчуждения и социальной изолированности, зацикленности на проблемах и других эмоциональных ловушек; оказание помощи в разрешении конфликтных ситуации. Специальная психологическая подготовка юристов, ведущих прием пожилых. Вместе с этим было бы желательно предусмотреть дополнительные мероприятия, направленные на снижение уровня эмоционального выгорания специалистов. Совместное проведение консультирования юриста и психолога.

ФОРМЫ:

а. Психологическое консультирование;

б. Психологическая терапия;

в. Психологический тренинг;

г. Конфликтологическое консультирование — консультирование одной стороны конфликта.

Медиация осуществляется в соответствии с правилами проведения процедуры медиации и включает в себя следующие стадии:

а) первая встреча со сторонами для рассмотрения вопросов, предоставления материалов;

б) стадия изучения, которая также может включать личные встречи медиатора с каждой из сторон;

в) стадия переговоров, на которой медиатор и стороны будут рассматривать различные варианты решений;

г) заключительная стадия, на которой стороны могут попытаться определить окончательные условия разрешения спора.

Решением медиатора или соглашением сторон, данный порядок может быть изменен. Видео-, аудиозапись и присутствие третьих лиц во время проведения медиации запрещены.

Перспективные направления развития медиации среди граждан пожилого возраста и инвалидов видятся:

— при разрешении споров, возникающих в домах-интернатах для пожилых и инвалидов (конфликты между проживающими гражданами и между администрацией и проживающими гражданами);

— при разрешении досудебных и внесудебных споров, возникающих на бытовом уровне.

Соб. инф.